Осуществляемая деятельность ТОС в Волгоградской области

 

Волгоградская область в числе первых с января 2006 года приступила к реализации Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в полном объеме. Названный закон статьей 27 определил организационную основу территориального общественного самоуправления, дал законодательную основу для самоорганизации граждан. Основной целью деятельности организаций территориального общественного самоуправления является повышение качества жизни граждан, построение развитого гражданского общества, а не просто инициативное решение насущных проблем и отдельных вопросов местного значения. Организации ТОС одновременно выступают и в качестве структур публичной власти, и в качестве некоммерческих хозяйствующих субъектов, им принадлежит главная роль в решении задач привлечения граждан к участию в местном самоуправлении.
Деятельность территориального общественного самоуправления рассматривается не обособленно сама по себе, а в контексте равноправного участника партнерства административной власти, гражданского общества и бизнеса в границах каждого ТОСа. Это партнерство, в свою очередь, составляет систему местного управления. Основной целью деятельности ТОС является повышение качества жизни граждан, построение развитого гражданского общества, а не просто инициативное решение насущных проблем и отдельных вопросов местного значения. За шесть лет работы накоплен богатый опыт в развитии тосовского движения.
По состоянию на 01 апреля 2013 г. во всех 6 городских округах, 29 городских и 423 сельских поселениях области действует 1956 организации ТОС, в том числе 1147 – в статусе юридического лица. В границах ТОС проживает более миллиона человек, что составляет почти 40 процентов от общей численности населения области. За годы реализации Федерального закона № 131-ФЗ Волгоградская область по сравнению с другими регионами продемонстрировала наиболее впечатляющие результаты в данном направлении.
Анализ первого этапа становления ТОС в регионе показал невысокую гражданскую активность, что привело к необходимости стимулирования работы в данном направлении. В этих целях с 2006 года в области стали проводиться конкурсы "Лучшее ТОС года", "Лучшая местная администрация года по работе с ТОС" и смотр-конкурс за право носить почетные звания Волгоградской области "Образцовое ТОС", "Лидер ТОС", по итогам которых организации ТОС получают денежные премии. Ежегодно проводились торжественные церемонии награждения победителей конкурсов, областные, окружные, районные и городские фестивали ТОСов.
В целях повышения роли и значимости ТОСов, более активного вовлечения председателей советов ТОС в процессы формирования законодательных инициатив в феврале текущего года при Ассоциации "Совет муниципальных образований Волгоградской области" была создана Палата ТОС. В нее вошли 33 председателя районных советов ТОС и 6 председателей городских советов ТОС. Председатель Палаты входит в Правление Ассоциации с правом совещательного голоса и будет выступать в качестве проводника гражданских инициатив, представляющего их на более высокий уровень, а также будет включен в состав областных оргкомитетов по проведению конкурсов.
Принципиальным условием эффективности деятельности ТОС является поддержка гражданской активности со стороны исполнительной и законодательной власти региона. В целях систематизации, комплексного подхода к организации работы с ТОСами, оказания финансовой поддержки их деятельности была разработана долгосрочная областная целевая программа "Развитие территориального общественного самоуправления Волгоградской области" на 2011–2015 годы. Общий объем финансирования программы из областного бюджета – 1 миллиард 854 миллиона 165 тысяч рублей.
В 2013 году финансирование долгосрочной целевой программы "Развитие территориального общественного самоуправления Волгоградской области" на 2011–2015 годы составит 339 миллионов 976,3 тысячи рублей, из них на проведение конкурса "Лучшее ТОС года" – 215 миллионов 327,6 тысячи рублей.
Ежегодно количество участников конкурсов растет, что свидетельствует о возрастающей заинтересованности гражданского общества в повышении качества жизни. Так, в конкурсе на лучшее ТОС 2006 году приняло участие 633 ТОСа, в 2012 году – 1054.
Конкурс проводится отдельно по трем группам территорий: сельские поселения, городские поселения, городские округа, по восьми номинациям, отражающим основные направления деятельности организаций ТОС, в два этапа.
На первом этапе конкурса организациями ТОС были представлены конкурсные материалы в муниципальные комиссии, образованные в администрациях городских округов и муниципальных районов. А по итогам работы муниципальных комиссий 10 лучших материалов по каждой номинации были направлены в организационный комитет.
В первом этапе конкурса приняли участие 1054 организации ТОС: 172 – от городских округов, 159 – от городских поселений, 723 – от сельских поселений. Во второй этап прошли 910 организаций ТОС.
Их работу оценивали восемь комиссий.
Каждая из комиссий ответственно и внимательно изучила представленные на конкурс материалы, оценка которых сопровождалась выездами на место, запросом дополнительной информации о деятельности ТОС. Увеличение объемов финансирования программы напрямую связано с увеличением числа участников конкурсов и позволяет достигать более высоких показателей, создавать условия для повышения качества деятельности организаций ТОС и способствовать созданию целостной системы ТОС области.
Денежные премии, получаемые по итогам участия в конкурсах, направляются на решение наиболее актуальных вопросов местного значения в сфере благоустройства, строительства и ремонта дорог, газификации, социальной защиты и социального обслуживания населения, минуя административные барьеры, используются под контролем гражданского общества.
Так, за счет средств, полученных в 2012 году за участие в конкурсах, было построено 542 детских игровых комплекса, 417 объектов физкультурно-оздоровительной направленности, установлено 317 автобусных остановок, на строительство и ремонт дорог потрачено порядка 22 миллионов рублей, внутрипоселковых газовых сетей – более 4,5 миллиона рублей.
Исполнительная и законодательная власть региона активно поддерживают движение ТОС. Так, в целях финансовой поддержки их деятельности была разработана долгосрочная областная целевая программа "Развитие территориального общественного самоуправления Волгоградской области" на 2011–2015 годы. Финансирование программы также растет от года в год. Если в 2011 году в рамках программы из областного бюджета выделено было 238 млн. рублей, то в 2013 – уже 340 млн. рублей.
Реализация мероприятий данной программы будет способствовать созданию целостной системы ТОС Волгоградской области, созданию условий для повышения качества деятельности организаций ТОС, приведет к увеличению количества вовлеченных в деятельность ТОС граждан, социально-экономическому развитию муниципальных образований и Волгоградской области в целом, повышению заинтересованности органов местного самоуправления в развитии ТОС подведомственных территорий.
По итогам реализации программы по поддержке организаций ТОС в Волгоградской области планируется достичь следующих результатов: создание развитой системы территориального общественного самоуправления, расширение участия населения через органы территориального общественного самоуправления в решении социальных и экономических проблем на территориях муниципальных образований, укрепление доверия граждан к органам исполнительной власти и органам местного самоуправления, повышение уровня информированности населения о деятельности территориального общественного самоуправления, улучшение качества жизни населения Волгоградской области.
На сегодняшний день ТОСы в Волгоградской области достигли более высокого уровня развития и занимаются не только благоустройством территории проживания, но и являются движущей силой политической жизни общества. Команды ТОСов проявляют высокую организованность, гражданскую ответственность, способность вести за собой людей.
Следует отметить, что ТОСы принимают активное участие в деятельности муниципальных образований: так, на сегодняшний день 18% от общего количества избранных депутатов представительных органов местного самоуправления составили председатели и члены советов ТОС.
ТОС в нашей области за последние годы стало настолько прочным фундаментом всей системы местного управления, что его практические наработки заслуженно легли в основу проведения Всероссийских семинаров ТОСов в Волгограде. Уже состоялись два таких семинара в 2010 и 2011 годах, а в июне 2013 г. проведен третий Всероссийский тосовский семинар, посвященный проблемам и перспективам развития территориального общественного самоуправления. В семинаре приняли участие делегаций регионов Российской Федерации, Японии, Украины, Общероссийского Конгресса муниципальных образований, представителей федеральных органов власти, Правительства Волгоградской области, депутатов Волгоградской областной Думы, представителей муниципальных образований и ТОС Волгоградской области. В рамках Программы семинара были предусмотрены посещение муниципальных образований Волгоградской области для ознакомления с работой ТОС, участие в круглых столах, пленарном заседании по итогам работы, экскурсионная и культурная программы, а также церемония награждения победителей Волгоградского областного смотра-конкурса за право носить почетные звания Волгоградской области "Образцовое территориальное общественное самоуправление", "Лидер территориального общественного самоуправления" в 2012 году на Мамаевом кургане.
В 2014 году будет проведен Первый Международный семинар.

Этот факт свидетельствует не только о наличии у нас огромного опыта в данном направлении, но, самое главное, устойчивый интерес наших коллег из различных регионов Российской Федерации к нашим наработкам, желание поучиться у нас и получить новый импульс в развитии тосовского движения.


 

 


 

 

Дата публикации: 26 июня 2013 года